«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». В.А. Сухомлинский

Звучащие жесты

Ноябрь 2020 год


Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)


 «Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.
Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Термин «Звучащие жесты» принадлежит ГунильдКетман, соавтору Шульверка К. Орфа. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д. Музицирование с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
Речевые игры
Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т.К. маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.
В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах, на наших занятиях это называется «украшение» речи.


«Вышли мышки»
Театральная сценка
Разучивание со ЗЖ
С инструментами (давая возможность выбрать их детям)
На стене часы висели  -( хлопки)
Тик-так, тик-так           - (шлепки)
Тараканы стрелки съели
Тик-так, тик-так
Мыши гири оторвали
Тик-так, тик-так
И часы ходить  нее стали
Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.
На стене часы висели
Тик-так, тик-так
Тараканы стрелки съели
Тик-так, тик-так
Мыши гири оторвали
Тик-так, тик-так
И часы ходить  нее стали
Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.


Игры с пением и движением (пантомима-импровизация, ритмо-двигательные каноны).
Одной из самых увлекательных форм музыцирования является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. Музыкального канона нет т.к. мелодии короткие, как формулы. Впоследствии дети должны сами придумывать  движения и мелодии.
Ритмо-двигательный канон»,  «В пустыне»
Разучивание текста и мелодической попевки канона
Разучавание движений
Исполнение каноном по группам
Пески: Хр-п-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-
Верблюды: Хам-були –булибули, хам –булибули…..
Погонщики: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла….