Май 2021 год
Музыка имеет огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает развивать чувство прекрасного, прививает хороший вкус, поднимает культурный уровень. Особую роль в музыкальном воспитании ребенка играют классические мелодии, отличающиеся гармонией, богатством оттенков, благородством интонаций, изысканной сложностью. Воспринимать их, конечно, сложнее, чем современные песни. Поэтому учить слушать и понимать классическую музыку следует с самого маленького возраста.
Наиболее благотворно на детскую психику влияет классическая музыка. Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Бетховена, Вивальди, Моцарта, заметно выигрывает в культурном плане по сравнению со сверстниками, которые пассивно слушают ритмы попсы или рока. Давать слушать мелодичные композиции можно уже детям до трех лет. При этом не стоит выбирать грустные, минорные мелодии, а лучше сделать акцент на мажорные, то есть светлые и оптимистичные интонации. Они создадут позитивный настрой и научат воспринимать жизнь как радостный и прекрасный мир. Например, днем, когда ребенок более активный, поставьте ритмичную музыку Моцарта, «Шутку» Баха. Заснуть ребенку помогут медленные, расслабляющие мелодии, такие как «Лунная соната» Бетховена, «Ноктюрн соль-минор» Шопена, «Свет луны» Дебюсси.
В возрасте четырех лет малыш уже способен слушать музыку более осмысленно, улавливать ритм, темп, поэтому искусству следует уделять больше времени. Объясните малышу, что такое мажорное и минорное звучание. В качестве примера минорной мелодии включите «Первую утрату» Шумана. Чтобы продемонстрировать мажорные интонации, поставьте «Итальянскую польку» Рахманинова.
После пяти лет смело расширяйте музыкальный репертуар для слушанья вашим ребенком, сделайте его более разнообразным. Выбирайте такую музыку, которая будет соответствовать эмоциональному настроению чада.
Постепенно малыш привыкнет к хорошим музыкальным произведениям, начнет различать оттенки и красоту мелодий, благодаря чему его внутренний мир станет богаче. К тому же доказано, что восприятие классики благоприятно воздействует на организм детей.
С шести лет можно пробовать начать музыкотерапию. К примеру, для снятия эмоционального напряжения прекрасно подойдут вальсы или мелодии для флейты, скрипки, фортепиано. Поставьте ребенку диск с музыкой Вивальди, Бетховена, «Колыбельную» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
Избавиться от тревожных переживаний и неуверенности помогут мажорные, но не слишком быстрые мелодии (мазурки Шопена, вальсы Штрауса). А «Итальянский концерт» Баха, «Симфония ля-минор» Бетховена уменьшат раздражительность и нервное возбуждение маленького слушателя. Отлично поднимают настроение произведения Моцарта и Чайковского, отрывки из оперы «Кармен» Бизе, «Времена года» Вивальди, «Менуэт» Генделя, скрипичная музыка. Ритмичные бодрящие марши («Марш оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» Чайковского) улучшат активность и жизненный тонус ребенка.
Высокая музыка поможет снять головную боль («Сюита Маскарад» Хачатуряна, «Фиделио» Бетховена, «Американец в Париже» Гершвина), преодолеть бессонницу («Грезы» Шумана, «Грустный вальс» Сибелиуса, «Утро» Чайковского).
К «универсальным» классическим композиторам относятся Моцарт и Чайковский. Проста для восприятия и одновременно гармонична светлая музыка Моцарта, которого совершенно справедливо называют «солнечным» композитором, хотя в его творчестве достаточно и трагических произведений. Дети очень любят композиции этого австрийского композитора, особенно его «Маленькую ночную серенаду», Турецкий марш, арии из опер «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро». Вполне возможно, что причина сему – создание Моцартом мелодий в юном возрасте, когда он сумел передать в музыке свое детское восприятие мира.
Редко оставляют детей равнодушными балеты Чайковского. Многие ребята любят слушать фрагменты из «Лебединого озера», «Щелкунчика», «Спящей красавицы», которые захватывают дух и заставляют фантазировать, придумывая под музыку какие-то истории или совершая маленькие музыкальные путешествия. Замечательные композиции можно найти и у Баха, к примеру, «Шутка» (из Сюиты №2), божественная Ария (из Сюиты №3).
Подбор музыкального репертуара для своего ребенка не представляет особой проблемы, главное, чтобы в записи играли не электронные, а живые инструменты, звучала красивая мелодия, создающая светлый и позитивный настрой.
Многие родители замечают, что их малыш прислушивается к классической музыке, она успокаивающе действует на него, когда он плачет. И это неспроста. Ученые утверждают, что классика способствует развитию творческих способностей ребенка, развивает интеллект и внимание, дает ощущение психологического комфорта. Кроме того, такая музыка не только улучшает эстетическое восприятие, но и память малыша. Часто родители знакомят детей с классической музыкой только в возрасте 5-6 лет, когда приводят их в музыкальную школу. Мамы и папы полагают, что именно преподаватель научит ребенка любить и понимать музыку. Однако это заблуждение, ведь к этому возрасту способности к музыке у большинства малышей уже угасают. Специалисты утверждают, что еще находясь в утробе матери, малыш готов к восприятию классики, по его поведению всегда можно понять, какие звуки ему больше нравятся, а какие ему неприятны. И как только ребенок родится, нравящаяся еще у мамы в животике музыка должна постоянно звучать дома. Многие родители совершают большую ошибку, включая разную музыку без разбора, надеясь, что это способствует скорейшему развитию малыша. Однако специалисты рекомендуют начать знакомство с Моцарта, также отлично подойдет концерт для флейты «Времена года» Вивальди. Ребенку постарше можно поставить Шопена, Чайковского, веселые вальсы Штрауса. Согласно исследованиям психологов, дети до года увлеченно будут слушать музыку в течение 20-30 секунд, в два года – немного дольше, в три годика – по 4-5 минут. Но даже если вам кажется, что ваш малыш совсем не слушает музыку, то все равно включайте ее, ведь в подсознании ребенка сохраняется все происходящее вокруг, а значит, и оказывает на него влияние. Если у вас есть мечта сделать из своего малыша известного музыканта, то обратите внимание на его заинтересованность музыкой. Если он против занятий, ему не интересно и скучно на них, значит, вы упустили время, когда можно было привить любовь к музыке или у ребенка нет соответствующих способностей. Тем не менее не отчаивайтесь, даже если ваш малыш не будущая звезда из музыкального мира, все равно слушайте с ним классику, ведь она развивает чувство прекрасного. И помните, что начинать следует с самого раннего возраста. Это увеличит шансы на то, что ребенку будет легче и интереснее и впоследствии заниматься музыкой, т.е. в уже более взрослом возрасте.
Развитие музыкального чувства ритма у детей дошкольного возраст
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играет особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребёнка. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, даёт возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Преподавателям учреждений дополнительного образования детей дана большая возможность воспитать в детях чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающем через доступные музыкальные образы.
Занятия в музыкальной школе являются первой и основной ступенькой развития и формирования основ музыкальности детей. В определении музыкальности Б.М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности и способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:
Способность эмоционального переживания и различения ладовых функций – ладовое чувство или эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха;
Способность произвольного пользования слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии, (т.е. элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического). Высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения, а также основой внутреннего слуха. Иначе ее можно назвать способностью к слуховому представлению, или слуховым репродуктивным компонентом музыкального слуха;
Способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения, т.е. музыкально-ритмическое чувство.
Три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Преподаватели хорошо знают, что детьми легче усваиваются ладовые выражения в музыке и музыкально-слуховые представления, а восприятие ритмической основы вызывает затруднение.
Накопленный материал, а так же собственные разработки позволяют через использование ритмических игр и упражнений, как на занятиях, так и в повседневной жизни поднять уровень музыкально-ритмической деятельности.
Цели:
Образовательные: развивать чувство ритма; третировать внутренний слух; способствовать развитию познавательного интереса; учить пользоваться звуковыми моделями; передавать ритмические рисунки различные виды движения, а так же «звучащие жесты»; учить выделять сильную долю такта; упражнять в навыках восприятие музыкальной фразировки; тренировать слуховое внимание; развивать быстроту реакции;
Воспитательные: развивать творческое воображение; воспитывать дружеские отношения между детьми; приобщать к исследовательской деятельности.
Методические рекомендации к использованию ритмических игр и упражнений
Процесс развития чувства ритма через ритмические игры и упражнения желательно проводить в три этапа:
Начальный этап - название, вовлекающее объяснение, апробирование;
Второй этап - этап углублённого развития - уточнение, понимание, усовершенствование ритмических способностей, слитного исполнения движений;
Третий этап - этап закрепления и совершенствования.
Работу над развитием чувства ритма предлагается вести по двум направлениям:
1. Интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмический рисунков, метроритмической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте.
2. Сознательное усвоение метроритма на основе изучения ритмический моделей музыкальной грамоты на начальном этапе (коротких и длинных звуков, ритмического рисунка, паузы) и далее дети знакомятся с такими понятиями как: скрипичный ключ, ноты, длительности.
Изучая различные виды движения (марш, поскоки, галоп и т.д.) следует во время движения выделять сильную долю хлопками или же использовать различные шумовые инструменты для передачи метроритма музыки.
Двигаться в нужном темпе представляет определённую сложность для детей. С целью развития и закрепления навыка у детей правильно определять темп, выдерживать его на протяжении звучания музыки, подбираем соответствующие пьесы. Так, выполняя упражнение «Ускоряя замедляй» дети реагируют на постепенную изменение темпа музыки.
Чтобы научить детей удерживать заданный темп, можно использовать такой приём: исполняя танец «Янка» с прекращением звучания, дети продолжают двигаться в заданном темпе. Затем усложняем: музыка во время танца прерывается, затем возобновляется, чтобы сверить темп с детьми.
Помогать детям правильно начинать движение после музыкального вступления, возможно посредством дирижерского жеста, предварительно проиграв с ними в такие игры как: «Давайте знакомиться», «Осень в гости к нам пришла», для выделения сильной доли такта. Далее следует усложнение восприятие метроритма, педагог бросает мяч на сильную долю такта и говорит первый слог имени ребенка; на слабую долю ребёнок ловит мяч и произносит второй слог своего имени («Мяч»).
Совершенствовать метроритмическое чувство и развивать навыки ритмического слуха можно через более сложные ритмические игры и задания. Например: в игре «Зеваки и торопыги» дети с начала внимательно слушают музыку, затем отхлопывают ритмический рисунок мелодии. На следующем занятии, образуя круг, каждый ребенок отхлопывает по очереди только один звук мелодии и, как бы, передает его соседу. Чаще всего дети делают ошибку на окончание музыкальной фразы, где ритм меняется. В игре «Оркестр» дети делятся на две группы: одна – отхлопывает аккомпанемент, другая– ритмический рисунок мелодии. В этой игре можно использовать шумовые инструменты. На следующих занятиях, следуют усложненные задания. Первой группе даются задание двигаться и одновременно хлопать «четверти», второй – прыгать «восьмыми». Детям нравятся такие задания, они легко с ними справляются.
В результате использовании «Звучащих жестов» у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Дети соревнуются в изобразительности и находчивости, придумывают различные варианты. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый»
Один из приемов развития чувства ритма – узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, запечатлевшиеся в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, и в результате он вспоминает ритм знакомой песни в точности совпадающий с только что услышанным ритмом). На первом этапе знакомства с музыкальными моделями подбирается такой материал, в котором длинные и короткие звуки, четверти и парные восьмые встречаются сразу же в начальной мелодии.
Если же ритмическое движение состоит из одних четвертей или восьмых, ребенок не получает возможности ощутить соотношение этих длительностей.
Очень нравится детям отхлопывать ритмический рисунок, записанный на карточке («Ритмическое лото») дети без особого труда отхлопывают длительности, выкладывают ритмические рисунки («Выложи ритмический рисунок») и анализируют их. При этом применяется приём, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом «та», восьмые слогом – «ти».
Дети любят выполнять ритмические рисунки разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе и полу, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своим движениями.
Очень часто используя прием отхлопывания ритмического рисунка элементов танца, их «выкладывания» звуковыми моделями на фланелеграфе (длинные и короткие палочки, а так же нотное обозначение - к середине учебного года дети подготовительной группы уже знакомы с понятиями: нота, четвертная, восьмая, скрипичный ключ), «выстраивание» из детей.
Для поддержания интереса к ритмической деятельности:
в играх «Лисичка-сестричка» (модель А.Олиферовой), «Гномики» (модель Соколовой С.Н.) на ряду с художественных словом можно ввести момент театрализации;
к упражнениям «Мы танцуем», «Ритмическое лото», «Повтори» совместно с детьми возможно изготовление новых вариантов шумовых инструментов (бутылочки, грибочки, коробочки и т.д.).
Используя дидактический материал к игре «Ритмическое лото» возможен такой приём: сначала дети передают ритмический рисунок с карточки «звучащими жестами», шумовыми инструментами, затем исполняют элементы танца с подобным ритмическим рисунком, в дальнейшем при составлении танца дети самостоятельно предлагают ассоциативные движения, передающие ритмическую основу танца.
В играх «Обезьянки», «Весёлые нотки», «Вот какие нотки» решая проблемную ситуацию дети проявляют индивидуальное творчество, не подражая друг другу, а, добавляя друг друга, таким образом, педагог формирует коллективное творчество.
Работая над чувством ритма у детей старшего дошкольного возраста, выработан алгоритм действий изучения ритмических игр и упражнений.
Алгоритм действий: (Развитие навыков передачи ритмических рисунков).
1. Использовать простые ритмические рисунки (доступные), но сразу с деффиренсацией звуков;
2. Использовать шумовые музыкальные инструменты для передачи ритмических рисунков;
3. Воспроизводить ритмические рисунки по одному и группой;
4. Воспроизводить ритмические рисунки по подгруппам;
5. Воспроизводить по подгруппам ритмический рисунок, одна группа воспроизводит
«звучащими жестами», другая движется в ритме рисунка «прошагивает»;
1. Передача ритмического рисунка детьми друг от друга по кругу;
2. Знакомство со звуковым моделями (длинные и короткие звуки) «ти», «та». Дифференсация звуков;
3. Учить действовать со звуковыми моделями (преподаватель выкладывает ритмический рисунок, дети воспроизводят; ребёнок выкладывает - все остальные и преподаватель воспроизводят);
4. Знакомить с понятием музыкальная пауза;
5. Знакомство с нотной грамотой, понятиями - скрипичный ключ, четвертные ноты, восьмые ноты;
6. Выстраивание ритмический рисунков звуковыми моделями из детей;
7. Узнавать знакомую попевку, танец, элементы танца по ритмическому рисунку (на слух, по карточке) .
Передача метроритмической пульсации, восприятие музыкальных фраз.
1. Выделение сильной доли из затакта («Мяч», «Как тебя зовут?», «Осень в гости к нам пришла»);
2. Игры с паузами (остановкой движения);
3. Определение начала и конца музыкальной фразы звучащими жестами («Дядя Степа», «Зайцы и волки», «Поймай мышку»);
4. Одновременное прохлопывание музыкального метроритма - одна группа, ритмического рисунка, другая («Оркестр»);
5. Прохлопывание музыкальных фраз по очереди, одна подгруппа начинает, другая вовремя вступив заканчивает («Не опоздай»);
6. Плавное изменение темпа («Ускоряй и замедляй»);
7. Движения с музыкой и без нее (дети начинают движения с музыкой, затем музыка затихает, дети держат заданный темп движения).
Рекомендации.
В предисловии говорилось о том, что материал может быть применён в свободной деятельности детей:
1. в группе, с использованием дидактического материала к ритмическим играм и упражнениям, со сверстниками и преподавателем;
2. на внеклассных мероприятиях, в подвижных играх и рисовании мелками на асфальте («Ритмическое лото», «Нарисуй мелками ритм»);
3. с родителями, на праздниках, семейных торжествах, такие игры как: («Чик – бум», «Зеваки и торопыги», «Выложи ритмический рисунок», «Обезьянки», “»понская машинка», «Давайте знакомиться», «Hello» и др.).
Поделиться с друзьями: