Октябрь 2020 год
Цель использования технологии :
Развитие творческих способностей, природной музыкальности и первоначальных навыков музицирования дошкольников.
Описание порядка использования(алгоритм применения технологии):
1 этап : знакомство и обучение простейшим приёмам игры на музыкальных инструментах.
2 этап : озвучивание на музыкальных инструментах стихов, отработка исполнительских приёмов, работа над выразительностью исполнения.
3 этап: творческое музицирование – импровизационное обращение со знакомым материалом, умение его использовать по-своему, экспериментируя, фантазируя.
4 этап: Концертное музицирование – исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической, детской и фольклорной музыки.
Результат использования образовательной технологии :
У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.
«Элементарное музицирование с дошкольниками» автор Т.Э.Тютюнникова
Проблема развития музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии «Элементарное музицирование с дошкольниками» автора Т. Э. Тютюнниковой содействует развитию творческих способностей детей, природной музыкальности, создаёт условия для широкой ориентации в музыке и накоплению за музыкальных впечатлений,помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.
Инструменты должны быть простыми в освоении, ребёнок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций (знакомство с инструментом ,его составными частями, способами игры, исследование звука инструмента, сравнение с другими). Звучание инструмента отождествляется с предметами и явлениями из жизни. Творческая деятельность проявляется в сочинении мелодий, озвучивании сказок, аранжировке произведений.
Инструменты делятся на две группы : мелодические (звуковысотные) – используются в работе с детьми 5-6 лет и шумовые(различных видов) – используются с детьми раннего ,младшего и среднего дошкольного возраста.
Последовательность действий с инструментом :
Поиграй на своём инструменте, изучи ,какие звуки в нем живут.
Сыграй музыку на инструменте – как ты хочешь.
Будь дирижёром – покажи музыкантам, как сыграть музыку, какую ты хочешь.
Подумай,какие инструменты подойдут,чтобы сыграть» музыку дождя», «солнечный свет», «твоё сегодняшнее настроение».
Попробуй озвучить стихотворение, сказку.
Непосредственно образовательная деятельность
Обучение осуществляется в разных видах музыкальной деятельности: на занятиях разных типов, подгрупповая работа( с детьми с повышенной мотивацией к обучению),в музыкально-дидактических играх, досугах и развлечениях ,в индивидуальной работе с детьми ,в самостоятельной деятельности дошкольников.
Методы обучения детей игре на музыкальных инструментах :
Словесный( рассказ, объяснение)
Наглядный(показ приёмов игры педагогом и ребёнком)
Стимулирующий(выступление перед детьми или взрослыми)
Практический( повторение и закрепление приёмов игры на музыкальных инструментах)
Самостоятельная музыкальная деятельность( игра на детских муз. инстр. в группе под косвенным руководством воспитателя)
Изготовление музыкальных игрушек, инструментов и их использование.
В настоящее время актуально высказывание одного из современных психологов Абрахама Маслоу, который пишет: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».
Одним из видов творческой деятельности в области музыкальной педагогики является музицирование.
Творческое музицирование – это процесс, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержание служат непосредственно возникающие эмоциональные состояния и мысли. Творческое музицирование открывает уникальную возможность раскрытия индивидуальных проявлений в условиях совместной музыкальной деятельности детей друг с другом (в творческом диалоге), а также в процессе взаимодействия ребенка и взрослого, ребёнка и коллектива.
В свое время, в конце IXX века, этой проблемой занимался австрийский композитор Карл Орф, выпустив 5 томов «Шульверка», где он описывал свой опыт по данной теме и очень успешно занимался на практике. В настоящее время, элементарное музицирование вновь стало популярным и многие педагоги внедряют её в свою работу.
Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного, а как необходимого. Сегодня мы говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Одной из таких технологий является« Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, основанной на ведущем принципе педагогики «обучение в действии»:ребёнок во всём принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.Опыт показывает что игра на музыкальных инструментах является одним из любимых видов детской деятельности. Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных, творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможно организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей.
Идея широко использовать музыкальные инструменты для развития ребёнка не нова,она появилась еще в 30-е годы прошлого столетия в Германии в музыкально-педагогической концепции К.Орфа. основой технологии Т.Э.Тютюнниковой является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа (гуманизм, развитие творческого потенциала ребёнка, триединство «Речь, музыка, движение») с методиками отечественной музыкальной педагогики.В технологии нашли отражение идеи свободного танца и пластики Э.Жака-Далькроза.
Двумя основными принципами технологии являются : импровизационно-творческая деятельность и игра.
Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем.
«Визитной карточкой» данного типа учебного процесса является игровой подход в его системном виде. Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности.
Музыкальная основа технологии: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.
Основными видами деятельности на уроках творческого
музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.
Поделиться с друзьями: