«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». В.А. Сухомлинский

Музыкальные игры для детей 3–4 лет

  10.03.2022

В ответственном деле воспитания человека нельзя обходить стороной вопросы, связанные с воспитанием музыкальным, под которым понимается прежде всего знакомство ребёнка с многообразием звуков, приобщение к музыкальной культуре, развитие способности музыку слышать, слушать и воспринимать.
Предлагаю вам, уважаемые родители,  музыкальные игры — увлекательные и несложные упражнения, которые помогут: развивать чувство ритма и координацию; различать динамику, темп; формировать интерес к музыке; тренировать слух, внимание и воображение.

«Черепаха и зайчонок»
Вам понадобятся черепаха и зайчик — разумеется, игрушки или картинки. Сначала нараспев, медленно прочтите ребёнку стихотворение Ткачёвой:
Посмотрите! Черепаха!
Словно дом на ней рубаха,
Костяная, расписная
И уютная такая!
Сопровождайте слова плавными, неторопливыми движениями вашей черепашки.
А теперь задорно, весело прочтите стихотворение Малёнкиной, подкрепляя их характерными движениями игрушечного зайца.
У зайчика ушки
Торчат на макушке,
Любит он вкусный
Листик капустный,
Бегает быстро
И прыгает ловко.
Всё потому, что, Ест он морковку!


«Найди меня»
Музыкальный аналог игры «Холодно — горячо».
Подберите для музыкального сопровождения приятную мелодию без вокала. Включите её в фоновом режиме (достаточно тихо, чтобы ваш спокойный негромкий голос хорошо воспринимался на слух).
Договоритесь, какую игрушку надо будет найти, а затем попросите малыша крепко закрыть глазки или выйти из комнаты и спрячьте её.
Ребёнок должен искать пропажу, ориентируясь на ваши подсказки. Если вы тихо-тихо напеваете:
- Найди меня, Ванюша (имя ребёнка), —
значит, игрушечка далеко. Чем громче звучит ваш голос, тем ближе малыш к цели.
Не забывайте периодически меняться местами:
- ребёнок прячет и поёт, вы ищете;
- вы прячете и поёте, ребёнок ищет.


«Грустно — весело»
Для этой игры нужна подборка мелодий в мажоре и миноре. Для отображения эмоций можно приготовить соответствующие картинки или попросить ребёнка использовать собственную мимику.
Правила просты:
- играет бойкая, озорная музыка — ребёнок демонстрирует веселье и радость;
- музыка стала плавной, задумчивой, грустной — малыш должен показать соответствующие эмоции.


«Угадай мелодию»
Для игры понадобятся записи любимых детских песен вашего малыша в двух вариантах: со словами и «минусовка» (мелодия без вокала), а также соответствующие каждой песне картинки.
Сначала послушайте с ребёнком песни, рассматривая и обсуждая подходящие к ним карточки.
А затем поставьте «минус» и попросите малыша найти нужный рисунок.
На первое время достаточно двух мелодий. Когда карапуз будет без проблем ориентироваться в выбранной паре, задание можно усложнять, добавляя всё новые и новые песни.


«Звериные мелодии»
Подготовьте три картинки с изображением, например, медведя, птички-невелички и лягушки-квакушки. К каждой картинке надо подобрать мелодию.
Когда звучит музыка, малыш должен верно указать картинку.
Периодически меняйте пары «картинка — мелодия», чтобы развивать не только память, но и воображение.


«Ступеньки»
Музыкальная игра поможет развивать у малышей 3–4 лет звуковысотный слух. Для её проведения нужно смастерить лесенку из пяти ступенек. Можно использовать, к примеру, детский конструктор, детали пирамидки или кубики.
Голосом или на музыкальном инструменте исполняйте восходящую, нисходящую или монотонную (на одной ноте) мелодию.
В соответствии с движением мелодии ребёнок должен перемещать игрушку по лестнице вверх-вниз или «прыгать» на одном месте.


«Похлопаем-потопаем»
Подвижная забава, отлично развивающая чувство ритма. Играть легко и весело: под музыкальное сопровождение ведущий задаёт ритмический рисунок, а игроки должны его повторять.
Например:
- два раза хлопнули в ладоши, два раза прыгнули на двух ножках;
- хлопнули в ладоши, три раза попрыгали на одной ножке;
- один прыжок, два быстрых хлопка.


«Прохлопай песенку»
Для игры хорошо использовать простую, ритмичную детскую песенку. Например, «Две лошадки» (сл. Кучинской, муз. Лещинской):
Скачут, скачут две лошадки, но, но, но!
Мчатся, мчатся без оглядки, но, но, но!
Скачут, скачут в город новый, цок, цок, цок!
Звонко цокают подковы, цок, цок, цок!
Вы, лошадки, нас возьмите, да, да, да!
Быстро-быстро нас домчите, да, да, да!
Эй, лошадки, на пригорок, гоп, гоп, гоп!
Вот он, город, новый город, стоп, стоп, стоп!
Вместе с малышом прохлопайте песню в ладони.
А теперь предложите иные варианты для воспроизведения ритма:
- проиграть на металлофоне или бубне;
- отбить деревянной ложечкой по банке;
- прохлопать ладошками по коленям.


«Ди-ли-дон»
Приготовьте пару картинок. На одной — большой колокол. Объясните ребёнку, что, когда вы показываете эту карточку, надо медленно и важно говорить: «Дон».
На второй карточке — маленькие колокольчики. Завидев их, кроха должен коротко (быстро) произнести: «Ди-ли».
Чтобы игра получилась ещё более увлекательной, можно подобрать подходящее музыкальное сопровождение.