«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». В.А. Сухомлинский

Культурно-досуговая деятельность в детском саду

В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняет его значимым содержанием, а в итоге формирует основы общей культуры. Следовательно, следует учить их правильно использовать свободное время.

Виды культурно-досуговой деятельности можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.

Отдых можно подразделить на пассивный и активный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов (произведений искусства, природы и т.д.), размышлениями. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т.д. При этом следует чаще предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность, реализовывать свои желания и потребности.

Развлечения. Они имеют компенсационный характер: позволяют выйти за пределы будничной рутины и однообразной обстановки, поэтому в жизни детей должны всегда присутствовать яркие моменты, обогащающие их впечатления и развивающие творческую активность.

Развлечения пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить инициативу, самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себе, веру в свои способности, при это развиваются такие положительные качества как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность. В процессе развлечений у детей, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях. Для того чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей необходимо: тщательно планировать их, определять степень участия детей, учитывать индивидуальные способности. Один раз в неделю целесообразно проводить более длительное развлечение (30-35 минут), в остальные дни короткие (5-10 минут) типа веселых забав: сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, фокусы, литературные импровизации. Развлечения можно классифицировать и по их содержательной направленности:
- театрализованные (все виды театра)
- познавательные (КВН, викторины)
- спортивные (игры, аттракционы, соревнования, эстафеты)
- музыкально-литературные концерты.

Праздник. Это день наполненный радостью и весельем. Главное - создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей).

Самообразование это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению системных знаний в какой-либо сфере. Игра, чтение книг, рассматривание иллюстраций, экскурсии, посещение музеев, выставок, театров, коллекционирование, самостоятельное экспериментирование, самостоятельная художественная деятельность.

Творчество. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг. Большое влияние на развитие творчества детей оказывают занятия в студиях, кружках.

Проводя развлечение необходимо учитывать:
- тема развлечения должна соответствовать интересам детей
- по возможности задействовать всех детей
- каждому ребенку дать возможность проявить самостоятельность
- оформление зала или группы должно соответствовать тематике
- индивидуальные способности и особенности детей
- при проведении групповых развлечений использовать знакомые песни, танцы, стихи, игры
- в конце развлечения должно предусматриваться поощрение всех детей
- умственная и двигательная деятельность должны чередоваться
- воспитатель должен следить за качеством выполнения задания.